RSS
«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 


 Главная  автор: blackseakayak  22-02-2011, 01:45
Конструкция судов в большинстве случаев схожа – жесткий каркас обтягивается гибкой и
прочной оболочкой.Роль каркаса, как правило, исполняло дерево, а в роль оболочки –
шкуры морских животных, либо кора деревьев. Скреплялись части каркаса при помощи
сухожилий, китового уса или волокна деревьев, а роль герметика для оболочки лодки
выполнял жир, либо смола. Также суда различались по своему объему, обитаемости,
по длине, высоте бортови ширине конструкции. Например, гренландские эскимосские
байдарки более узкие, обтекаемые и низкие, в то времякак алеутские байдарки выше и
большего объема. Чукотские байдары – короткие и устойчивые на курсе, а алеутские
более маневренные. На своих судах люди транспортировали груз,но чае всего они охотились
или воевали.Для того, чтобы замаскироваться и подойти к добыче, передние части лодки
зачастую укрывались белыми шкурами, для того, чтобы походить на окружавший их лед.

В зависимости от вида судна, различался способ транспортировки убитых животных на землю.
Некоторые вместительные байдарки позволяли везти добычу внутри лодки или на ней. Зачастую,
животные обрабатывались сразу в судне, ненужные куски выкидывались. Таким образом, в байдарку
складывали только самые необходимые части добычи. В некоторых случаях, груз транспортировали на
специальном плоту или привязанных к нему воздушных пузырях. Некоторые морские животные
буксировались по воде при помощи багра.

Для охоты зачастую применялись гарпуны или копья, оснащенные воздушными пузырями. Эти пузыри
могли использоватьсяв качестве элементов непотопляемости, как для добычи, так и для охотников,
оказавшихся в воде. Также, различные суда бывали оснащены парусами, аутригерами, элементами
непотопляемости (воздушными пузырями), заглушками для люков (аналог современных юбок и драйтопов).

Люди одевали водонепроницаемую, теплую одежду, а также осваивали техники выживания
(эскимосский переворот).
Сегодня, древние байдарки, каяки и каноэ хранятся в различных музеях, но некоторые виды лодок
сохранились лишь на картинках, либо безвозвратно утеряны.

Большая часть технологий и навыков утрачены и восстанавливаются по крупицам. Современные байдарки,
каяки и каноэ отличаются от своих исторических аналогов материалом, некоторым дополнительным
оборудованием (например, рули и герметичные грузовые отсеки), а также повышенной безопасностью
плавания. Лодки теперь используются не для охоты и добычи пищи, а для отдыха. Это и является главным
отличием современных судов,повлиявшим на их функционал и внешний вид.

История современных судов началась примерно в 19 веке, когда каяки, байдарки и каноэ стали
использовать в Великобритании, Германии и некоторых европейских странах в качестве туристских судов
. Одним из основоположников водного туризма стал английский юрист - Джон Мак Грегор. В 1865 году
он построил аналог эскимосского каяка, который назвал «Роб-Рой».
Позднее, он сделал вторую подобную лодку и прошел на ней многие реки и озера Центральной Европы,
а также Балтийское море, Красное море и Суэцкий канал. Помимо этого, он путешествовал по Норвегии,
Швеции,Дании, Германии. В 1874 году Джон основал первый в мире гребной клуб любителей гребли
на байдарках и каноэ.Позднее он выпустил свой журнал «Каноист».

В России первые подобные суда появились в 1860 году, когда в Петербурге начали проводиться соревнования
на лодках, ставших прототипами современных байдарок.На этих лодках гребли, сидя на возвышении, длинным
байдарочным веслом.

Эскимосский каяк, умиак и анъяпик (байдара)

Эскимосы (от алгонкинского э с к и м a ii ц и к – питающиеся сырым мясом) - самый восточный народ России.
Живут на северо-востоке страны, на Чукотском полуострове. Самоназвание - юк - "человек", югыт, или юпик -
"настоящий человек", «инуит».

Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до VIII в. н.э.). Для нее характерна добыча морских
млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII в. н.э. до XIII-XV вв.
шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких ластоногих.

Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. Способ охоты на морских
животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения
их через Берингов пролив: весной на север, осенью - на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар,
а позднее - гарпунными пушками.

«Вот какую сцену наблюдал Иильсехер ранним летом 1962 года в селении Гембелл: Вся улица устлана тюленьими и моржовыми
шкурами и моржовыми черепами с окровавленными бивнями. Охота была удачной, но теперь стадо уже ушло дальше вместе с
дрейфующим льдом. Когда в разделке туш наступает перерыв, эскимосы вспарывают моржу брюхо и досыта напиваются
теплой крови.
Сердце и печень они кидают в лодку, обтянутую кожей, а гору мяса вываливают в море. Закон запрещает это, но склады
в деревне и так битком набиты моржовым и тюленьим мясом - и охотничий сезон близится к концу.»

Одежда азиатских эскимосов - глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Еще в XIX в. делали одежду из птичьих шкурок.
Эскимосы изобрели закрытую (мужскую) охотничью лодку – каяк и открытую кожаную (женскую) – умиак.

Каяк– мужская охотничья лодка для преследования морского зверя. Каркас ее делали из тонких деревянных или костяных планок и обтягивали моржовой кожей,
сверху оставляли люк для охотника. На каяке имелось парусное вооружение. На реках тоже использовали каяки, они были длиной от 9 до 12 метров и очень узкими.

Умиак – женская грузовая лодка. Использовался летом для перевозки людей и имущества на летние охотничьи земли, а также для охоты на китов. Подобно каяку, умиак обычно делался из плавника или китового уса, сколоченного или связанного в остов, на который натянута кожа морского зайца. Нос и корма его были тупоконечными. Умиак был значительно крупнее каяка, при длине корпуса от 6 до 10 метров он мог одновременно выдерживать более двадцати человек. На 30-футовый умиак требовалось около семи шкур. У эскимосов молодые женщины использовались как рабочая сила — гребцы на байдарах. Гребли женщины на умиаке в одиночку, а мужчины сопровождали женщин на маленьких одноместных каяках.

Также, существовали и большие байдарки, которые достигали в длину 10 метров, а чтобы улучшить мореходность к ним крепился парус, который шили из кишок животных. Пользовались такими байдарками для передвижения по воде.

Байдара (анъяпик) – устойчивая, легкая, быстроходная лодка. Делалась из деревянного каркаса, обтянутого моржовой шкурой. Анъяпик бывал как одноместным, так и многоместным. Мог вмещать в себя до двадцати пяти человек.

Также эскимосы известны тем, что изобрели эскимосский переворот.

Эскимосский переворот – основная техника выживания при опрокидывании каяка во время охоты на тюленей или китов. Нередко эскимосы были вынуждены сами опрокидывать свои крошечные суденышки, чтобы высокие тяжелые волны не сломали им шею. Для того чтобы вынырнуть на поверхность, охотники применяли так называемый эскимосский переворот, делая под водой гребок коротким веслом. Это было первое, чему сын учился у своего отца в море, и это не удивительно. Морская охота в те времена была крайне опасным делом.

Очень часто суда попадали в шторм, но не менее страшны бывали и раненые животные. Они могли опрокинуть любое судно и от умения поставить каяк на ровный киль, зависела жизнь охотников. К сожалению, не смотря на обучение технике выживания и наличие непромокаемой теплой одежды, многие мужчины все-таки гибли. К примеру, в 1888 году в Южной Гренландии зафиксировано 162 случая смерти. В 1889 году насчитывалось 272 случаев смерти. При этом, общая численность населения тогда составляла всего 5614 и из них 2591 мужчин. Получается, что за два года на море погибло 434 человека, то есть примерно 1/12 от общего количества жителей.

Алеутская байдарка

Алеуты - островной народ тихоокеанского Севера. Вся их жизнь фактически проходила на море. Добывали алеуты пищу за счет морской охоты, рыболовства, собирательства при помощи морской байдарки.

Как выглядела алеутская байдарка:

Алеутская байдарка – одноместное судно, длиной до шести метров. Представляет собой эластичный деревянный каркас, скрепляемый при помощи китового уса. Снаружи каркас обтягивался кожей тюленей или нерп. Для обшивки больших байдарок алеуты использовали моржовую шкуру. Швы промазывали жиром. Нос, на который надевался специальный предохранительный чехол, имел внизу специальный выступ-волнорез. Корма лодки была косо срезана, что позволяло дать задний ход между льдинами. Обшивку ежегодно меняли, следили за ее сохранностью.Скорость алеутской байдарки достигала до восьми – десяти километров в час.

На байдарке алеуты ходили за сотни километров в любую погоду, ориентируясь в тумане по полету птиц и течениям. При сильной волне на бортах крепили поплавки из нерпичьих шкур или желудка тюленя, которые обеспечивали плавучесть, даже если лодка наполнялась водой, а люк в обшивке затягивался герметично шкурой. Гребец одним движением мог поставить опрокинутую лодку на киль и продолжить плавание. Течь умели заделывать на плаву. На таких суденышках добывали даже 150-тонных гренландских китов. Грузоподъемность байдарки составляла до трехсот килограмм.

Охотник, который отправлялся на промысел, был тщательно экипирован. Его тело сохраняла от холода парка сделанная из птичьих шкурок. Одежда алеута была непромокаемой. На парку надевалась водонепроницаемая камлея из кишок нерпы, в швы которой вшивались миниатюрные пучки красных птичьих перьев - обереги, охраняющие охотника во время промысла от сил зла и привлекающие добычу.Как правило, охотились алеуты группами из пятнадцати – двадцати человек. Для охоты на морских млекопитающих алеуты использовали гарпуны с метательными дощечками, копья, которые получили название «бобровых стрелок».

В настоящее время алеутские байдарки хранятся в фондах Центрального Военно-морского музея СПб, а также в собрании американского отдела МАЭ. Привезены в Петербург байдарки были выдающимися русскими исследователями и мореплавателями Ю.Ф. Лисянским, М.П. Лазаревым, В.М. Головниным.

____________________________________________________________
При написании статьи использовались материалы с сайта www.sevprostor.com

Объявления

Наши координаты

Как добраться до клуба каякеров
Мы находимся на Мраморном пляже в Балаклаве. Справки по тел.:
+7(978)818-48-38
Подробнее...

Наши каяки

Парк клубных каяков постоянно обновляется. Ниже список каяков членов клуба, а так-же из прокатного парка.

WS Tempest 170
Каяк Wilderness Systems Tempest 170

Rainbow Laser
Каяк Rainbow Laser

Rainbow Atlantis
Каяк Rainbow Atlantis

RTM Ocean Quatro
Каяк RTM Ocean Quatro

Rainbow Oasis
Каяк Rainbow Oasis

Perception Vista
Каяк Perception Vista

DAG Lagoon2
Каяк DAG Lagoon2

Perception Essence 17
Каяк Perception Essence 17

Rainbow Vulcano
Каяк Rainbow Vulcano

RTM Mid-Way
Каяк RTM Mid-Way

RTM Evolution
Каяк RTM Evolution

Мы вконтакте
Copyright © 2009-2015 navolne.net.ua
All Rights Reserved.